Государственные, профессиональные и народные праздники России

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.

1366734914_vhod_v_ierusalim2Православная церковь в последнее воскресенье перед Пасхой – светлым праздником  отмечает торжественный вход Господень в Иерусалим. Этот один из великих праздников еще носит название Вербное Воскресение, потому что в этот день верующим после всенощной  или утренней службы раздают освещенные ветви вербы или иных растений.

История

В древние времена было принято царей, возвращающихся с победой над врагами, встречать с зелеными ветвями. Верующие с ветками в руках, как Победителя смерти,  прославляют Спасителя, потому что Он в этот самый день, воскрешая умерших, входил в Иерусалим, чтобы умереть за человеческие грехи и воскреснуть, и таким образом уберечь нас от вечных мук и вечной смерти.  Для верующих ветка означает знак победы над смертью, и она должна напоминать нам, что в будущем все мы воскреснем из мертвых.

Вербное Воскресенье является торжественным и светлым, поскольку в этот день на какое-то  время преодолевается сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста в преддверии Святой Пасхи. В этот праздник прославляется Христос как Всемогущий Бог, как Царь, сын Давидов, Владыка, избранный Божиим народом. Церковь в этот день вспоминает как иудеи, прибывшие на праздник Пасхи, встречали Иисуса, как великого чудотворца, как пророка, как мессию,  потому что знали о воскрешении четверодневного Лазаря. Дети и взрослые ликовали и пели, под ноги подкладывали осла, свою одежду, Его встречали цветами и зелеными ветвями. От традиции использовать вайи (ветви финиковой пальмы) в этот праздник, его называют «Цветоносия», Неделя «Вайи», «Цветная». Этот праздник у нас называется Вербным Воскресением, т.е. вместо ветвей  вайи используются ветви вербы, поскольку у этого дерева, в отличие от остальных деревьев, раньше всех  пробуждаются признаки жизни после длительной зимы.  Верующие с ветвями вербы и с зажженными свечами  вспоминают торжественный Вход Царя Славы на вольные страдания. Стало быть, они как будто встречают и приветствуют невидимо грядущего Господа, как победителя смерти и ада.

В воскресенье вечером на службе произносятся тексты, свидетельствующие о том, что наступает Великая или Страстная, седмица.  Все песни Триоди Постной, начиная с вечерни Вербного Воскресенья, ведут верующих по следам Господа, решившегося на вольную смерть. Вхождение Иисуса Христа в Иерусалим для предания себя на поругание, унижение, позорную и мучительную смерть на кресте во имя спасения грешных людей имеет очень глубокое нравственное и символическое значение. У этого великого события прообразом является вход Давида в Иерусалим после того, как он одержал победу над Голиафом. Через некоторое время Давид стал великим царем Израиля и Иудеи.

Иконография праздника

Почти неизменна иконография «Входа и Иерусалим». Иисус Христос на молодом осле въезжает в Иерусалим. Христос правой рукой благословляет встречающих, а в левой руке  держит свиток как символ священного текста завета. Его встречают мужчины и женщины, вышедшие из ворот, и за их спинами виден Иерусалим. За Христом гора вздымается в небо, для изображения которой использовались традиционные символические средства.

 

Комментарии закрыты.