Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.
Православная церковь в последнее воскресенье перед Пасхой – светлым праздником отмечает торжественный вход Господень в Иерусалим. Этот один из великих праздников еще носит название Вербное Воскресение, потому что в этот день верующим после всенощной или утренней службы раздают освещенные ветви вербы или иных растений.
История
В древние времена было принято царей, возвращающихся с победой над врагами, встречать с зелеными ветвями. Верующие с ветками в руках, как Победителя смерти, прославляют Спасителя, потому что Он в этот самый день, воскрешая умерших, входил в Иерусалим, чтобы умереть за человеческие грехи и воскреснуть, и таким образом уберечь нас от вечных мук и вечной смерти. Для верующих ветка означает знак победы над смертью, и она должна напоминать нам, что в будущем все мы воскреснем из мертвых.
Вербное Воскресенье является торжественным и светлым, поскольку в этот день на какое-то время преодолевается сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста в преддверии Святой Пасхи. В этот праздник прославляется Христос как Всемогущий Бог, как Царь, сын Давидов, Владыка, избранный Божиим народом. Церковь в этот день вспоминает как иудеи, прибывшие на праздник Пасхи, встречали Иисуса, как великого чудотворца, как пророка, как мессию, потому что знали о воскрешении четверодневного Лазаря. Дети и взрослые ликовали и пели, под ноги подкладывали осла, свою одежду, Его встречали цветами и зелеными ветвями. От традиции использовать вайи (ветви финиковой пальмы) в этот праздник, его называют «Цветоносия», Неделя «Вайи», «Цветная». Этот праздник у нас называется Вербным Воскресением, т.е. вместо ветвей вайи используются ветви вербы, поскольку у этого дерева, в отличие от остальных деревьев, раньше всех пробуждаются признаки жизни после длительной зимы. Верующие с ветвями вербы и с зажженными свечами вспоминают торжественный Вход Царя Славы на вольные страдания. Стало быть, они как будто встречают и приветствуют невидимо грядущего Господа, как победителя смерти и ада.
В воскресенье вечером на службе произносятся тексты, свидетельствующие о том, что наступает Великая или Страстная, седмица. Все песни Триоди Постной, начиная с вечерни Вербного Воскресенья, ведут верующих по следам Господа, решившегося на вольную смерть. Вхождение Иисуса Христа в Иерусалим для предания себя на поругание, унижение, позорную и мучительную смерть на кресте во имя спасения грешных людей имеет очень глубокое нравственное и символическое значение. У этого великого события прообразом является вход Давида в Иерусалим после того, как он одержал победу над Голиафом. Через некоторое время Давид стал великим царем Израиля и Иудеи.
Иконография праздника
Почти неизменна иконография «Входа и Иерусалим». Иисус Христос на молодом осле въезжает в Иерусалим. Христос правой рукой благословляет встречающих, а в левой руке держит свиток как символ священного текста завета. Его встречают мужчины и женщины, вышедшие из ворот, и за их спинами виден Иерусалим. За Христом гора вздымается в небо, для изображения которой использовались традиционные символические средства.